Кэнон 40 2.8 на кропе. Фототочка. точка зрения о фотографии. Разрешение и резкость

Артем Кашканов, 2014

Многие фотолюбители по мере накопления опыта приходят к мысли попробовать поснимать с объективом с фиксированным фокусным расстоянием (фиксом). О достоинствах и недостатках фиксов по сравнению с зумами, наверное, знают все - фиксы светосильнее, резче, компактнее, дешевле чем зум-объективы, однако последние имеют значительное преимущество в удобстве использования - вместо того, чтобы бегать в поисках нужной точки съемки и ракурса, чаще всего достаточно лишь повернуть кольцо зума.

Тем не менее, фотолюбитель, попробовавший после китового объектива поснимать на фикс, пусть даже недорогой, чаще всего этот фикс себе покупает взамен или в дополнение к китовому объективу.

В данной статье пойдет речь о двух фиксах Canon стоимостью до 200 долларов, которые пользуются наибольшей популярностью среди фотолюбителей, а именно:

  • Canon EF 50mm 1:1.8 II
  • Canon EF 40mm 1:2.8 STM

Мы не жадные, мы экономные!

Мне как-то высказали в комментариях к одному из материалов - "Уж если вы снимаете полным кадром, неужели так трудно было накопить на что-то более серьезное, например, хотя бы на Canon 50/1.4?" Нет не трудно, даже если не 1.4, а 1.2. Но у меня такая жизненная позиция, что я не склонен вваливать деньги в те вещи, финансовая отдача от которых сомнительна. Фототехника для меня не является основным средством производства (как бы это для многих странно не звучало). Мне гораздо интереснее создавать кадры, радующие глаз, при помощи относительно недорогой техники. Надо сказать, это иногда даже получается...

Покупка недорогого Canon 40mm 1:2.8 - не воплощение "мечты идиота", а очередной шаг в творческом пути. Объектив был куплен в качестве "тревел-фикса", то есть нечто легкое, компактное и универсальное, превращающее полнокадровую зеркалку из кирпича, оттягивающего шею во что-то подобное советскому ФЭДу или буржуйской "Лейке" (размечтался! :)) - в карман не положишь, но висит на шее и не напрягает своим весом и габаритами.

До этого у меня был большой опыт использования "полтинника" Canon 50mm 1:1.8 II в качестве штатного объектива, но лично меня он не очень устраивал - постоянно хотелось иметь чуть-чуть больший угол поля зрения - так уж сложилось, что у меня мозги лучше заточены под широкий угол. Про технические недостатки пока промолчу - они, так или иначе, присутствуют у любого устройства, даже самого дорогого.

Итак, немного об объективах...

Что о них пишут в интернете?

Canon EF 50mm 1:1.8 II

Этот объектив пришел к нам еще из пленочной эпохи, что, впрочем, не помешало ему хорошо прижиться на цифре. Оптическая схема "полтинников" отлаживалась и оттачивалась десятилетиями, поэтому сейчас уже сложно придумать что-то новое. Это младший из объективов Canon с таким фокусным расстоянием, в котором максимально удешевлено все, что можно было удешевить. Корпус целиком выполнен из пластмассы, внешний вид объектива довольно унылый. В распоряжении фотографа есть узенькое колечко фокусировки, которое со временем начинает издавать пошлый пластмассовый скрип (если поворачивать вручную). Автофокус приводится в действие жужжащим моторчиком. Попытка вручную скорректировать фокус без перехода в ручной режим чревата поломкой этого жужжащего моторчика.

Любимые поводы для издевок со стороны "пафосных фотографов" - характерный резкий рисунок боке на прикрытой диафрагме (который при ближайшем рассмотрении похож на 5-угольные гайки) и исключительная мягкость картинки при открытой диафрагме. Еще объектив часто ругают за нестабильную работу автофокуса, который даже после юстировки умудряется промахиваться то в одну, то в другую сторону. По своему опыту скажу, что такая проблема действительно была на тушках 300Д, 400Д, но когда я поставил этот объектив на 5Д, автофокус стал работать немного точнее (хотя до идеала далеко).

В активе у "полтинника 1.8" - исключительно резкая картинка, начиная с диафрагмы 4. Цветопередача нейтральная - нельзя сказать, что цвета блеклые, но картинка зачастую получается слишком уж реалистичной - хочется чуть прибавить насыщенности. Объектив неплохо справляется с портретной съемкой, для которой мягкость - скорее не порок, а благо. Художественным этот объектив если и можно назвать, то с большой натяжкой. Хоть с ним и можно поладить, характер у объектива довольно скверный.

Canon EF 40mm 1:2.8 STM

Этот объектив еще совсем новичок в модельном ряду оптики Canon. Его характерная особенность - исключительная компактность. Кому-то из "пафосных фотографов" его вид может показаться глупым и несуразным, и по этой причине они никогда не нацепят его на свою "благородную" тушку, привыкшую к здоровенным "элькам" и мануальным "цейссам".

Судя по всему, изначально этот фикс задумывался преимущественно для видеосъемки (иначе, зачем ему STM?), однако, по результатам опытов и исследований, проведенных авторитетными обозревателями (например, на Фотозоне) он замечательно проявил себя и при фотосъемке, "порвав" по многим параметрам классические "полтинники" и "тридцать-пятники", столь популярные среди приверженцев фиксов.

Естественно, не обходится из недостатков. Главный из них - выезжающий "хоботок", который является слабым местом объектива в случае ударов, падений, задеваний за что-нибудь и так далее. Еще объектив имеет довольно сильное виньетирование на открытой диафрагме - это разочарует любителей панорамной съемки.

Извечный вопрос - как работает STM-объектив на тушке, не поддерживающей STM? Работает и вполне успешно. Скорость фокусировки у Canon EF 40mm 1:2.8 STM сравнима с Canon EF 50mm 1:1.8 II, может быть чуть-чуть помедленнее, но точность ощутимо выше - всегда попадает с первого раза. Кто-то жалуется на шумную фокусировку, лично мне она таковой не показалась (особенно по сравнению с жужжащим "полтинником"). Хотя на видеозаписи звук фокусировки будет, скорее всего, слышен - проверить нет возможности, так как мой "первопятак" видео не снимает.

Что греха таить, в Инетренете написано много и, по большей части, правильно... Но я решил провести свое тестирование - неторопливое и углубленное.

Сдать их на опыты!

Сравнение разрешающей способности

За основу были взяты результаты исследований с сайта photozone.de. Я свел результаты замеров разрешающей способности в 2 таблицы (по центру кадра и в углу кадра) и на их основе построил два графика. Посмотрим, что из этого получилось...

Единица измерения разрешающей способности - количество горизонтальных линий на высоту кадра (lw/ph - line widths per picture height). Если результат больше 3000 lw/ph, это очень хорошо, если меньше - то не очень. Результаты приведены для камеры Canon EOS 5D Mark II.

Видно, что резкость у обоих объективов примерно сопоставимая - полтинник чуть резче по углам на зажатой диафрагме, сороковник ощутимо резче F/2.8.

"Полтинник" хоть и превосходит "сороковник" по заявленной светосиле, но диафрагма F/1.8 у него присутствует, скорее, для галочки. Картинка на F/1.8 у "полтинника" очень мягкая, по углам заметное виньетирование, в зоне размытия - хроматические аберрации, то есть диапазон диафрагм F/1.8-F/2.5 можно назвать "условно рабочим". Реально рабочий диапазон диафрагм у "полтинника" начинается примерно с F/2.8 - картинка становится более-менее четкой, пропадает "мыло" по углам, но в зоне боке начинают появляться "гайки". Настоящая резкость приходит на F/4.

"Сороковник" хоть и не хватает звезд с небес в плане заявленной светосилы (1:2.8 - для фикса довольно скромное значение), но диафрагма F/2.8 у него абсолютно рабочая - резкость есть и по центру и по углам кадра.

Рисунок размытия (боке)

Размытие заднего плана - один из решающих факторов, которые сподвигают фотолюбителя на приобретение светосильного фикса. Как уже было сказано выше, на "полтинник 1.8" жалуются за его своеобразное боке. Давайте попробуем сравнить рисунок размытия у "полтинника" и "сороковника".

К сожалению, у меня нет в распоряжении фотостудии, в которой можно было бы смоделировать какую-то художественную композицию для оценки боке. Тестовые снимки, приведенные ниже сделаны в бытовых условиях, за что заранее прошу меня простить. В качестве точечных источников света выступает елочная гирлянда, развешенная на сушилку для белья. Фотоаппарат стоит на штативе примерно в метре от данного объекта. Резкость наведена на минимально возможное расстояние, так чтобы фонарики на заднем плане были максимально размыты. Поскольку минимальная дистанция фокусировки у объективов разная (у "сороковника" 30 см, у "полтинника" - 45 см), масштаб боке отличается - у "сороковника" оно в приведенных примерах выглядит чуть крупнее.

На полностью открытой диафрагме рисунок размытия у этих объективов очень похож, за исключением масштаба - "полтинник" в виду большего фокусного расстояния и большего относительного отверстия размывает сильнее. В центре кадра "бокешки" имеют идеально круглую форму, но ближе к краям - сплющиваются и становятся по форме похожими на кошачьи глаза.

При закрытии диафрагмы "сороковник" ведет себя очень хорошо - пятнышки боке остаются круглыми. В этом заслуга 7-лепестковой диафрагмы, которая дает отверстие по форме близкое к кругу при любом диафрагменном числе. "Полтинник" по прежнему рисует гайки. Та же самая тенденция сохраняется и при диафрагме 5.6. Кстати, у "сороковника" при зажатии диафрагмы до 4 и более "кошачьи глазки" по краям кадра пропадают.

Canon EF 40mm 1:2.8 STM - диафрагма 5.6

Canon EF 50mm 1:1.8 II - диафрагма 5.6

При диафрагме 5.6 эксперимент уже нельзя считать чистым - из-за увеличившейся ГРИП начинает проявляться форма источников света (лампочки гирлянды), из-за этого источники света уже не могут восприниматься как точечные.

На основании приведенных выше примеров, можно придти к выводу, что в полевых условиях "полтинник" в большинстве случаев может размыть фон сильнее "сороковника" за счет большего фокусного расстояния и большего максимального диафрагменного отверстия. Однако, при съемке с близкого расстояния "сороковник" оказывается в лидерах в плане размытия - все же минимальная дистанция фокусировки 30 см против 45 см - большое преимущество для тех, кто будет использовать объектив для съемки натюрмортов, цветов, предметной съемки.

"Полтинник", в погоне за степенью размытия проигрывает в его качестве. Ложкой дегтя, которая его губит, является 5-лепестковая диафрагма, отверстие которой имеет форму пятиугольника, с этим рисунок размытия может показаться слишком назойливым и даже раздражающим (хотя, иногда такое боке можно использовать как часть художественного замысла). Единственное значение диафрагмы, при котором боке более-менее "правильное" - F/1.8 (правда при этом резкость картинки не выдерживает никакой критики - см. графики разрешающей способности).

"Сороковник" размывает фон слабее, но делает это гораздо аккуратнее. Форма пятнышек остается близкой к круглой при любом значении диафрагмы.

Можно ли фотографировать на F/2.8 в помещении без вспышки, или все же лучше F/1.8?

Естественно, с точки зрения съемки в помещении объектив с рабочей диафрагмой F/1.8 будет как нельзя кстати - светосилы много не бывает. Однако, "рабочая F/1.8" - это не про "полтинник 1.8" - его низкая точность автофокуса не совместима с малой ГРИП, в итоге имеем огромный процент брака. Я просмотрел кучу фотографий из домашнего архива и убедился, что все более-менее резкие фотографии сделаны "полтинником" на диафрагме начиная от F/2.8.

На F/2.8 в помещении фотографировать можно, но только с условием, что фотоаппарат имеет рабочее ISO не меньше 1600, а лучше - 3200. При типичных условиях освещения городской квартиры, на ISO1600 при F/2.8 выдержка составляет 1/30-1/50 секунды - это уже на грани шевеленки (особенно на кропе). При ISO3200 выдержка, соответственно, сокращается в 2 раза - 1/60...1/100 секунды.

Если освещение приглушенное, съемка, в принципе, тоже возможна - в режиме "М" фиксируете выдержку 1/40 секунды, диафрагму 2.8 и снимаете на максимальном "рабочем" ISO в RAW. Пусть изначально фотографии получаются слишком темными - потом можно сделать положительную экспокоррекцию в Lightroom или другом RAW-конверторе. Фотографии при этом получаются хоть и довольно шумные, но все же пригодные для печати небольшим форматом. Можно, конечно, снимать и в Jpeg, но результат при этом будет намного хуже.

Если вы чувствуете, что светосила "сороковника" вас не устраивает, рекомендую смотреть в сторону "полтинника", но более дорогого - Canon EF 50mm 1:1.4 USM - у него, в отличие от младшего брата, диафрагму F/2 можно считать рабочей.

Что можно фотографировать "сороковником" на полном кадре?

Как раз на следующий день после покупки я был приглашен фотографировать церемонию вручения призов победителям конкурса РОСТ на Нижегородской Ярмарке. Я решил, что это неплохой вариант боевого крещения для обновки. Естественно, в качестве основного объектива изначально предполагался Canon EF 24-105mm 1:4L - им я отснял первую часть мероприятия. Когда был перерыв, я снял "эльку" и внешнюю вспышку и нацепил "блинчик". Задача - пофотографировать выставочные стенды, зрителей, организаторов мероприятия - постановочно и непостановочно.

К сожалению, освещение было не очень хорошее - слабые лампы накаливания (зато много), из-за этого ББ безнадежно уходил в желтизну, приходилось иногда поднимать ISO, вплоть до максимального для 5D ISO3200. Естественно, это отразилось на качестве фотографий - резкость немного "ушла" из-за шумов. Фотографии, приведенные ниже, только для оценки угла охвата объектива, его глубины резкости на максимальной диафрагме, не более того...

При съемке в больших залах особой разницы между "сороковником" и "полтинником" нет - плюс-минус 1 шаг вперед или назад. Но если назад шагать некуда, или вокруг полно других "папарраци", стремящихся вставить вам в кадр свою спину, преимущество "сороковника" очевидно...

Вывод - на полном кадре "сороковник" неплохо себя проявит для съемки групповых портретов, одиночных портретов в обстановке. И, самое интересное - им можно снимать репортаж! Это в какой-то степени "шпионский" объектив. Из-за компактности аппаратуры вы привлекаете меньше внимания и люди ведут себя более естественно. При диафрагме 2.8 задний план получается заметно размытым, а глубина резкости достаточна для фотографирования не просто лица человека (как, скажем, у 50/1.4), а еще и объектов, которые окружают этого человека. Учитывая хорошую резкость на F/2.8, объектив мне очень понравился в качестве репортажного фикса.

Крупным планом людей лучше не фотографировать - становятся заметными искажения.

Для пейзажа "сороковник" вполне неплох, и особенно хорошо проявляет свои сильные стороны при утренней/вечерней съемке, когда освещение не очень хорошее. Ниже приведен пример фотографии, сделанной вечером в деревне (кликните по картинке, чтобы открыть в полном размере):

Для полностью открытой диафрагмы резкость весьма неплохая. Замеченные недостатки - ощутимое виньетирование и небольшое замыливание самых уголков (обратите внимание на правый верхний угол), судя по всему, из-за кривизны поля изображения. Если виньетирование при закрытии диафрагмы ощутимо уменьшается, то кривизна остается - 98% картинки резко, но самые уголки чуть размыты.

Еще объектив обладает Canon EF 40mm 1:2.8 STM не самой лучшей бликоустойчивостью. Особенно сильно этот недостаток проявляется при ночной съемке, если в кадр попадает яркий источник света (например, фонарь).

Кстати, таким же недостатком страдает и "полтинник 1.8":


Когда я показал домашним эту фотографию и сказал, что это привидение, некоторые поверили и плохо спали в ту ночь:)

Приведенные выше примеры, на мой взгляд, подтверждают, что объектив делает свою работу на твердую четверку (без учета стоимости). Если же принять во внимание стоимость (я взял его за 5300 рублей), то Canon EF 40mm 1:2.8 STM - безусловная удача Canon!

Что можно фотографировать "сороковником" на кропе?

На кропе Canon EF 40mm 1:2.8 STM - совсем другой объектив. Если на полном кадре его можно было назвать "объективом для сюжетов", то на кропе он "объектив для фрагментов". Попробуем смоделировать ситуацию, если бы у меня тогда в руках была кропнутая камера...

Этот кадр показывает основное предназначение "сороковника" на кропе - портретник для не самых крупных планов. С этой задачей он справляется вполне успешно. Но если возникнет нужда снимать в стесненных условиях, вас, возможно, будет ждать разочарование:

Сюжет стал совершенно другим. Если на заднем плане повесить карту, то картинка будет напоминать прогноз погоды:) Кстати, эта ассоциация возникла неспроста! Объектив изначально создан для видеосъемки (в нем фокусировка STM - фишка чисто для видео, которую на данный момент поддерживают только кропнутые зеркалки) и лучше всего он проявит себя для записи видео с диктором, различного рода интервью - фокусное расстояние вполне удобно для таких задач, плюс - хорошая светосила позволит не слишком сильно повышать ISO при плохом освещении (ведь не всегда в домашней студии есть мощный свет).

При съемке с близкого расстояния (1.5-2 метра) "впихнуть" в кадр больше одного человека сложно. Репортажная съемка, выполненная таким образом, не будет раскрывать всей сути снимаемого сюжета.

Подведем итоги

По своему опыту могу сказать, что Canon EF 50 1:1.8 II - отличная рабочая лошадка. Это одновременно самый дешевый и один из самых резких объективов (на прикрытой диафрагме) стоимостью до 1000 долларов. При определенном умении можно получать с его помощью замечательные фотографии. На кропе объектив неплохо проявит себя при съемке домашних портретов - взрослых и детей. Этому объективу я обязан сотнями замечательных фотографий в своем семейном альбоме. Полностью потенциал данного объектива раскрывается на полном кадре, тогда помимо портретной съемки он в определенной мере пригоден и для пейзажа. Однако, если вы избаловали себя широкоугольниками, объектив 50 мм может казаться для вас откровенно узким и будет требовать длительного привыкания.

К объективу Canon EF 40mm 1:2.8 STM я, если честно, изначально относился скептически, но когда попробовал его в работе, кардинально поменял о нем мнение. После нескольких дней использования я убедился в том, что новый объектив практически по всем параметрам превосходит "старичка" EF 50mm 1:1.8 II.

Начнем с конструктива. Качество изготовления у Canon EF 40mm 1:2.8 STM не вызывает нарекания - металлическое крепление байонета, не самый дешевый пластик, плавный ход кольца фокусировки.

Качество изображения при съемке на прикрытых диафрагмах у объективов сопоставимое, на F/2.8 "сороковник" ощутимо резче "полтинника".

Рисунок размытия у "сороковника" более правильный - яркие точки в зоне размытия превращаются в симпатичные круглые пятнышки. "Полтинник 1.8" похожий рисунок размытия дает лишь на F/1.8 и при малейшей попытке зажать диафрагму (чтобы улучшить резкость и/или увеличить ГРИП) мгновенно превращает их в пятиугольники.

"Сороковник" превосходит своего соперника по точности автофокуса, но, по ощущением, чуть проигрывает ему в скорости (самую малость).

Естественно, у "сороковника" есть ряд недостатков, но их никак нельзя назвать существенными - это скорее особенности. Во-первых, при фокусировке у объектива выезжает "хобот", то есть, теоретически есть возможность попадания вовнутрь пыли. Это же является причиной небольшого зуммирования при фокусировке - с уменьшением дистанции до объекта реальное фокусное расстояние чуть увеличивается. Во-вторых, ручная фокусировка работает только когда фотоаппарат включен. Кольцо фокусировки не сообщается с механизмом напрямую, а дает команды по смещению линз шаговому двигателю. Имеется возможность ручной поправки фокусировки "на лету", но только при полунажатой кнопке спуска.

Попробуем свести все факторы в сравнительную таблицу...

Как вы видите, многое говорит в пользу "сороковника".

Я намеренно не указываю области применения объективов с учетом их фокусных расстояний - это каждый решает для себя, с учетом того, что он намерен снимать и на какую камеру (кропнутую или полнокадровую). Этими объективами можно снимать большой спектр сюжетов. Лично я покупал Canon EF 40mm 1:2.8 STM как легкий и в меру широкоугольный (на полном кадре) фикс для путешествий. Объектив ощутимо "свежее", чем "полтинник" - сделан более добротно, гораздо более предсказуем в работе и честно отрабатывает заявленные характеристики. К тому же очень легкий и компактный.

Canon EF 50mm 1:1.8 II - хороший объектив за свои деньги, но чувствуется, что он морально устарел. Очень хочется видеть его обновленную версию с более точной USM или STM-фокусировкой, 7-лепестковой диафрагмой и с меньшим количеством "мыла" на открытой диафрагме. Даже если он будет стоить в 2 раза дороже, чем существующая версия, думаю, он будет иметь большой успех на рынке. Однако, официальных заявлений от Canon об обновлении данного объектива пока не поступало.

Добавлено 28.10.2015г. Бинго!!! Canon будто бы услышал меня и выпустил обновленный с приводм STM и 7-лепестковой диафрагмой:)

Если подвести итог всей статьи одной фразой, то она будет звучать так - я долго пользовался объективом Canon 50mm 1:1.8 II, он мне нравился, но после того, как я подсоединил к камере объектив Canon EF 40mm 1:2.8 STM возвращаться к "полтиннику 1.8" уже нет никакого желания .

Описание

Canon EF 40mm f/2.8 STM - универсальный и маленький «блинчик»

Canon EF 40mm f/2.8 STM считают универсальным объективом, который может применяться для портретов, пейзажей или уличных фотографий. Покупая камеру, каждый начинающий фотограф хочет приобрести массу различных аксессуаров. Но чуть позже становится понятно, что носить с собой большое количество тяжелых приборов невозможно. И по этой причине фотографы покупают такую компактную и функциональную модель, как EF 40mm f/2.8 STM. Чаще всего, ее приобретают профессионалы, которым нравится универсальность устройства.

Внешний вид

Выполнено устройство из прочного и крепкого пластика, который внешне очень похож на металл с прорезиненной поверхностью. Из-за применения такого материала и металлического байонета, пользователь может снимать в любых условиях. Конструкция способна выдержать перепады температуры. Длина изделия составляет всего 2 сантиметра, из-за чего его считают самым компактным из представленной серии. Из управляющих элементов здесь можно увидеть только рычаг, переключающий резкость из ручного режима в автоматический. Пластиковое колесо имеет прорезиненную текстуру, обеспечивающую удобство в работе. Рука абсолютно не скользит в процессе съемки.

Характеристики съемки Кэнон EF 40мм f/2.8 STM

Диафрагма имеет семь лепестков, из-за чего зона дефокуса радует своей резкостью и точностью. Ее диапазон составляет f/2.8-22. В приборе срабатывает точный контроль над глубиной резкости.

Недостатки и погрешности на фото практически отсутствуют. Увеличенная апертура позволяет делать яркие кадры даже при условии плохого освещения. Вспышку включать не придется.

Автофокус срабатывает очень быстро и без звука даже в полной темноте. Из-за применения особой технологии шагового мотора, автофокусировка срабатывает максимально плавно и точно.

Фокус представлен с расстоянием 40 мм. Высокое качество фото по всей территории обеспечено за счет асферической конструкции и применения технологии просветления.

Каждая диафрагма в диапазоне показывает отличный результат в работе. Искажения и дисторсии отсутствуют. Если будут видны темные края, их можно убрать через редакторы.


Особенности

    Объектив Кенон EF 40мм f/2.8 STM польузется востребованность по следующим причинам:
  • Компактный корпус в форме «блинчика».
  • Высокий показатель светосилы f/2.8, помогающей снимать при недостаточном освещении.
  • Минимальная фокусировка в 0,3 метра.
  • Точный автофокус.
  • Высокое качество картинки по всему полю снимка.
  • Плавная фокусировка STM, работающая без звука в процессе видеосъемки.


Каждый фотограф приходит к покупке нового объектива своим путем. Иногда это просто желание закрыть некий провал в шкале фокусных расстояний. Например, у вас может быть два зум объектива с фокусными расстояниями 17 мм - 40 мм и 100 мм - 400 мм. То есть вы имеете хороший широкоугольник и безнадежный телевик. Однако, для съемки мероприятий, портретов, пейзажей и... мало ли чего еще эти два монстра могут не подойти. Один "хватает" в кадр много лишнего, расположенного по разные стороны от объекта съемки. Другой настолько узконаправленный, что не может охватить, например, красивое здание, которое вы увидели в турпоездке и решили запечатлеть для своего фотоархива.

Тогда и возникает желание купить нечто среднее между приведенными выше крайностями. Фотограф идет в магазин (или в интернет магазин) и покупает, например, Canon EF 24-105mm f/4L IS USM (или что-то попроще, но примерно с таким же фокусным диапазоном).

С другой стороны, многие слышали, и это не просто слухи, что объективы с фиксированными фокусными расстояниями (так называемые "фиксы") дают более качественную картинку, чем их коллеги - ЗУМЫ. Таким образом, желание повысить качество фотографий, сделать их четче и поиграть с размытием заднего плана толкает увлеченного фотографа любителя или даже профессионала попробовать поработать с фиксом.

Тогда фотограф тоже идет в магазин, который он выбрал в результате бессонных ночей, проведенных в чтении отзывов, просмотре тестовых снимков и, возможно, надоедании вопросами более сведущим коллегам. Отсчитав честно заработанные, фотограф возвращается домой, неся новую коробку с драгоценным "стеклом" внутри.

Именно так и случилось со мной, когда было принято решение сменить тяжелый зум на легкий и компактный фикс. После бессонных ночей и прочего, что было описано чуть выше, выбор совершенно неожиданно пал на едва приметный из-за своей компактности, но обладающий целым рядом достоинств объектив . Для справки скажу, что его стоимость на момент написания статьи (октябрь 2013 г.) составляла от 5200 до 7900 рублей в зависимости от места покупки.

Главная идея носить с собой камеру Canon EOS 5D MII как компактный фотоаппарат, то есть везде и всегда, которая ранее была неосуществима из-за громоздких объективов, начала обретать вполне реальную почву. Ведь объективчик Canon EF 40mm f/2.8 STM выглядит настолько несерьезным, что более похож на игрушечный, бутафорский. Особенно забавно от смотрится на тушке большого и тяжелого фотоаппарата. Если бы добавить к камере еще и батарейный блок, то больше всего внешний вид конструкции смахивал бы на карикатуру. Однако, при всей своей внешней иргушечной несерьезности, первые же испытания объектива подтвердили все те лестные отзывы, что были опубликованы в интернете.

Достоинства объектива Canon EF 40mm f/2.8 STM

Самое первое, ради чего он и покупался, это качество картинки. Фотографии получаются очень четкими, без хроматических аберраций (это когда на контрастных границах объектов появляются цветные ореолы), практически отсутствует дисторсия (искажения при которых картинка как бы "потянута" за углы).

Светосила объектива 1/2.8 позволяет снимать с более или меньшими значениями в помещении, там, где ранее я испытывал некоторые сложности с моим Canon EF 24-105mm f/4L IS USM.

Конструктивная особенность диафрагмы объектива (отверстие круглой формы) не превращает размытые блики на заднем плане в "гайки". Блики получаются круглые, аккуратные, очень мягкие.

Более короткофокусный, чем другие фиксы, объектив имеет большую глубину резкости и дает более приемлемые результаты на пейзажных съемках даже по сравнению с "полтинником" (объективом с фокусным расстоянием 50mm).

Конструктивно объектив выполнен достаточно добротно, имеет стальной байонет, не вызывает нареканий.

Ну, и конечно же, достоинством объектива является его суперкомпактность. Благодаря ему цифровая зеркалка тут же превращается в компактный фотоаппарат, который можно носить с собой практически повсюду в обычной сумке. Даже мой тяжеловес Canon EOS 5D MII и тот стал гораздо более приспособленным для "повседневной носки с собой", чем был с установленными более весомыми объективами.

Таким образом, этот небольшой и недорогой объектив является той палочкой выручалочкой, в которой так нуждаются особенно начинающие фотографы: он недорог, компактен и дает вполне достойную по качеству картинку.

Недостатки объектива Canon EF 40mm f/2.8 STM

Первый, самый большой проблемой объектива является "ножной зум". Что это такое? Это когда для того, чтобы приблизить какой-то объект в кадре вы не крутите кольцо зума на объективе, а делаете несколько шагов к объекту. В некоторых случаях действительно вполне можно подойти поближе, чтобы снять что-то крупным планом или отойти подальше, чтобы ухватить в кадр какой-то крупный объект.

Однако бывают ситуации, когда ножной зум дает сбой. Например, вы снимаете что-то, стоя на краю обрыва или в другой подобной обстановке. Вы не можете сделать шаг вперед и вам приходится мириться с тем, что потом придется отрезать лишнее в кадре, теряя его большой размер, так необходимый для печати или продажи.

Если вы снимаете вечеринку в тесной комнате, вы не сможете отойти подальше, чтобы заснять всю компанию целиком. Мешают стены. Особенно в данной ситуации страдают обладатели фотокамер с кроп-фактором. В некоторых случаях данный объектив вообще может быть непригоден исходя из условий съемки.

Второй проблемой может стать шумная фокусировка (и автоматическая и ручная). При фотосъемке на этот недостаток можно вообще не обращать внимание, если конечно вы не снимаете скрытой камерой и любой лишний звук может свести на нет все предыдущие усилия (например, при съемке диких животных). Проблема шума при фокусировке может смутить тех, кто снимает видео своей фотокамерой. Весь шум при этом записывается на встроенный микрофон. Проблема нейтрализуется подключением выносного микрофона или дальнейшей переозвучкой фильма уже на компьютере.

Еще один конструктивный недостаток - достаточно хлипкий выдвигающийся хоботок. Его нужно беречь от случайного нажатия, которое может привести к выходу из строя системы фокусировки. Поэтому, когда будете носить собой фотоаппарат в сумке, следите за тем, чтобы на внешнюю сторону объектива ничего не давило.

Третьим недостатком по сравнению с более продвинутыми объективами является относительно медленный автофокус. Возможно, не стоит пытаться выполнять им репортажную съемку, фотографировать детей или птиц в полете. Объектив не успеет сфокусироваться. Это его особенность, ее надо знать и с ней надо смириться, ибо стоимость объектива такова, что требовать от него суперскоростной фокусировки просто глупо. Заодно можно вспомнить, что раньше у фотообъективов вовсе не было автофокуса и ничего - получались отличные фотографии:)

Наконец, на полнокадровых фотоаппаратах проявляется виньетирование (более темные углы). Конечно, это можно вылечить в Adobe Photoshop или Adobe Lightroom , но придется тратить дополнительное время, особенно, если фотографий много. На фотокамерах с кроп-фактором проблема не замечена.

Подведем некоторые итоги

Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM - безусловно, отличное приобретение. Несмотря на некоторые выявленные недостатки, качество изображения, компактность и невысокая цена делают его отличным выбором. Если вы стеснены в средствах после покупки какой-нибудь дорогой тушки и не можете сразу купить высококачественную профессиональную оптику, данный объектив представит вам весьма достойное качество изображений по вполне разумной цене. Однако, не стоит забывать, что к нему, как и к любой новой вещи, надо привыкнуть.

Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM был анонсирован одновременно с камерой EOS 650D (Rebel T4i) и EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM. В этих двух объективах Canon впервые применил технологию шагового привода автофокуса, о чем говорит маркировка STM – Silent Stepper Motor. Такой привод автофокуса позволяет бесшумно перефокусироваться во время съемки видео, и это одна из причин, по которой эта технология хорошо зарекомендовала себя в объективах для беззеркальных фотокамер. В теории, новый EF 40mm f/2.8 STM должен прекрасно взаимодействовать с гибридной системой автофокусировки, которой оснащены современные камеры Canon, как зеркальные (EOS 700D и миниатюрная 100D), так и беззеркальные (EOS M).

Выбор Canon такого фокусного расстояния для новинки кажется немного странным – действительно, в линейке уже представлены множество фиксов 35мм и 50мм, и фотографы привычны к этим фокусным. Но выбор этот оправдан. Во-первых, оптическая схема 40мм позволяет создать весьма компактный объектив для 35мм зеркальных фотокамер, таким образом Canon встает в ряд с такими выдающимися производителями оптики, как Olympus, Pentax и Voigtlander. Во-вторых, многие фотографы считают, что именно 40мм, а не 50мм, соответствуют углу человеческого зрения на полном кадре.

Этот 40мм объектив является самым компактным в истории Canon – всего 22 миллиметра толщиной, и совсем невесомый (130 грамм). Производитель следует современной «моде» на ультра-компактные фиксы – ведь они совершенно не отягощают пользователя своими размерами и, таким образом, фотограф чаще берет камеру с собой. Несмотря на компактность, производитель не стал упрощать оптическую схему и даже применил асферический элемент для борьбы с аберрациями. Canon использует 6 элементов в 5 группах, в то время как ближайший эквивалент, Pentax SMC DA 40mm F2.8 Limited, построен по принципу 5 элементов в 4 группах, но при этом корпус объектива от Pentax еще легче и компактнее.

Canon EF 40mm f/2.8 STM весьма недорог – всего £150 / $199, это второй по доступности объектив производителя. Всё бы ничего, но проблема заключается в том, что его ближайший конкурент EF 50mm f/1.8 II дешевле в два раза и светосильнее почти на целую ступень. Еще одна опция, пусть слегка более дорогая, – это широко известный EF 35mm f/2.0, один из первых объективов системы EOS.

Ниже мы опишем поведение объектива на полнокадровой камере и на кропнутой матрице формата APS-C.

Работа на матрицах с кроп-фактором 1.6х

Резкость Резкость на кропнутой матрице весьма впечатляет – объектив показывает весьма хорошие результаты уже на открытой диафрагме. Нет необходимости увеличивать диафрагменное число ради одной только резкости, однако вплоть до F11 и выше, где дифракция ухудшает качество картинки, к работе объектива не возникает вопросов
Хроматические аберрации Хроматика очень мала, лишь в углах кадра иногда можно заметить зеленые или пурпурные ореолы у контрастных объектов
Виньетирование Как всегда, при установке полнокадровых объективов на кропнутую матрицу, виньетка практически незаметна
Дисторсия Наличествует крайне незаметная невооруженным взглядом бочкообразная дисторсия

Работа на полнокадровых матрицах

Резкость Резкость очень высока и равномерна по всей площади кадра даже на диафрагме F2.8, и остается таковой вплоть до F11, где свою отрицательную роль начинает играть дифракция. Даже на диафрагме F22, если вам вдруг нужна глубина резкости, как на мыльнице, объектив выдает вполне приличный результат
Хроматические аберрации Аберрации очень малы – более того, мы с уверенностью заявляем, что они даже ниже, чем на кропнутой матрице
Виньетирование Яркость в углах падает на 1.7 стопа на диафрагме F2.8; это больше, чем тот же показатель у других, более светосильных, фиксов, закрытых до F2.8. Однако снижение яркости очень плавное, что делает его незаметным глазу наблюдателя
Дисторсия Всего 0,7% бочкообразной дисторсии на полном кадре – никаких серьезных показателей

На первый взгляд, объектив Canon EF 40mm f/2.8 довольно невзрачен, его малый размер и стоимость заставляет задумываться о том, чем решили пожертвовать в инженерии Canon в угоду этим качествам. Но стоит немного поснимать и изучить фото, сделанные данным объективом, как все сомнения как рукой снимает – это действительно очень качественный объектив. Основной недостаток – довольно малая, по сравнению с конкурентами, светосила, но это расплата за малые габариты – этот объектив практически незаметен в кофре фотографа!

На качество картинки здесь тоже грех жаловаться – резкость 40мм объектива весьма впечатляет даже на открытой диафрагме, не говоря уже о рабочем диапазоне F5.6 – F11. Хроматика и аберрации весьма малы. Небольшой недостаток - яркость в углах падает на 1.7 стопа на диафрагме F2.8; это больше, чем тот же показатель у других, более светосильных, фиксов, закрытых до F2.8. Но плавное снижение яркости делает его незаметным и позволяет легко скорректировать в фоторедакторе. К тому же, все зеркалки Canon могут убирать виньетирование автоматически при съемке в JPEG.

В полевых условиях Canon EF 40mm f/2.8 замечательно проявил себя. Он дает отличные результаты как на кропе, так и на полном кадре, и обладает достойным боке. Незащищенная передняя линза подразумевает, что объектив весьма подвержен засветке при слишком ярком свете в кадре, так что об это не стоит забывать во время съемки. К сожалению, в комплекте отсутствует бленда, но для борьбы с бликами всегда можно использовать стандартную резьбовую 55мм бленду.

Работа автофокуса и ручная фокусировка

Автофокус здесь не самый быстрый, возможно, из-за того, что двигается оптическая группа целиком, но при этом вполне тихий и плавный. Электронный шаговый мотор автофокуса работает без нареканий, гораздо лучше, чем механический привод в более дешевых моделях, таких как 50mm f/1.8 II. Следует помнить об одном нюансе – положение блока линз нельзя поменять, вращая кольцо фокусировки, если объектив снят с камере. Следите за тем, чтобы группа линз не выступала за габариты объектива, когда вы убираете его в сумку, ведь так легко можно повредить нежный механизм.

Одно из неоспоримых достоинств привода автофокуса STM – возможность тихо и плавно перефокусироваться при съемке видео, – особенно полезно на последних моделях зеркалок Canon, оснащенных тачскрином. Но, к сожалению, в теории здесь всё обстоит лучше, чем на практике – 40мм объектив при видеосъемке перефокусируется тихо, но не настолько уверенно, как новейший китовый объектив EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM. Из-за медленного мотора автофокуса 40мм объектив не всегда корректно работает в связке с зеркалками Canon, оснащёнными гибридной системой автофокусировки – фокус слегка рыскает, прежде чем навестись точно на цель.

Многие фотографы будут удивлены таким выбором фокусного расстояния – 40мм это довольно нераспространенный показатель на полнокадровых камерах, как и 64мм эквивалентного фокусного на APS-C сенсорах. Не рискнем назвать EF 40mm f/2.8 STM идеальным универсальным объективом на кропе, и уж тем более не будем рекомендовать его как единственный объектив; зато как дополнение к китовому объективу он великолепен. 40мм на кропе можно использовать для плечевых портретов, а высокая, по сравнению с китовым объективом EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM, светосила дает возможность при желании размывать задний план и снимать в условиях плохой освещённости.

На полном же кадре, наоборот, линза представляет собой замечательный универсальный объектив, при этом очень близкий, по убеждениям многих, по углу зрения к человеческому вгляду. В паре с камерами серии EOS 6D и 5D объектив образует замечательный тандем: сравнительно малая для фикса светосила компенсируется малошумящей матрицей полнокадровой камеры. Хотя, если вы любите снимать с минимальной глубиной резкости и всё свободное время посвящаете изучению рисунка боке, этот объектив не будет первым в вашем списке на покупку.

Встает вопрос – а конкурент ли 40мм объектив старшим моделям, таким как EF 50mm f/1.8 II , EF 35mm f/2 или более дорогому EF 50mm f/1.4 USM? Тестовые съемки в студии показали, что разница в картинке весьма умозрительна, и объективы ведут себя примерно одинаково на одних и тех же диафрагмах. И, следовательно, выбор здесь в основном зависит от цены, особенностей и размеров каждого из представленных объективов. Если на первом месте стоит компактность и не столь важна светосила – то выбор очевиден, это Canon EF 40mm f/2.8. Если же вам по душе акцентировать внимание зрителя на деталях за счет малой глубины резкости, то один из упомянутых выше полтинников отлично вам подойдет (однако фотографам с тонким художественным вкусом следует помнить, что младший 50мм объектив оснащен 5-лепестковой диафрагмой и в некоторых случаях дает в зоне нерезкости не самые красивые пятиугольники).

Заключение

Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM – тот случай, когда впечатляющая картинка мгновенно разрушает возникшее было из-за малой цены и размеров предубеждение. Для фотографов с камерами формата APS-C это стекло – отличное дополнение к китовому объективу, для пользователей полного кадра – замечательный универсальный объектив. Технология STM отлично работает, качество сборки тоже на высоте.

Воистину, рынок компактных светосильных фиксов переживает второе рождение в наше время, такие шедевры оптики, как Panasonic Lumix G 20mm F1.7 ASPH и Samsung NX 30mm F2, доказали, что качество картинки не всегда является жертвой компактности. Canon долго медлил, прежде чем выступить в этом сегменте, однако дебют получился впечатляющим - EF 40mm f/2.8 STM занимает видное место среди своих одноклассников.

Технические характеристики

Стоимость $199/£149/€199
Совместимые камеры 35мм зеркальные камеры
Фокусное расстояние 40мм
Эквивалентное фокусное расстояние (для камер формата APS-C) 64мм
Диагональный угол зрения (полный кадр/кроп-фактор 1.5) 56°/37°
Максимальная диафрагма F2.8
Минимальная диафрагма F22
Оптическая схема 6 элементов в 4 группах, 1 асферический элемент
Число лепестков диафрагмы 7, скруглённые
МДФ 0,3м
Максимальное увеличение 0,18х
Тип автофокуса STM, Silent Stepper Motor, с возможностью ручной дофокусировки
Стабилизатор изображения отсутствует
Размер резьбы под фильтры 52мм, не вращается при фокусировке
Комплект поставки передняя и задняя крышки; опционально бленда ES-52
Вес 130 г
Размеры 68мм*22мм
Байонет Canon EF

Пару дней назад я обзавелся полнокадровым объективом Canon 40mm f2.8 STM. Моделька новая, 2012 года. Компактная, легкая (130гр) и, что очень важно, дешевая!

Впечатление от объектива очень хорошие. Резкий с 2.8, не боится контрового света, контраст замечательный, цвета, если не натуральные, то хотя бы красивые, неплохое боке, минимальные дисторсии, есть псевдо-макро с кратностью 1:1.55 !
STM - это Stepping motor, который является сейчас самым бесшумным приводом автофокуса и на новейших тушках способен показать более быструю фокусировку, чем предыдущее USM.
Я только что перешел с кропа на фулл фрейм и для меня ТУТ 40мм просто отличное ФР, почти для всего, кроме портретов. :) Подумать только, на кропе такой же угол обзора был доступен на 27мм...

Что плохо: хроматит, на ф4.5 сааамую малость, на 2.8 хроматит поболее, но и это в лайтруме удаляется без труда, да и при просмотре без увеличения не видно вовсе. На 2.8 так же хорошо заметно виньетирование. Нет бленды в комплекте.
Светосила, как для фикса, не выдающаяся и это правда, но зато 40стм отрабатывает прекрасно на всех значениях диафрагмы. К примеру, я бы сказал, что Кеноновский 50мм ф1.4 на 1.4 негоден к применению для качественной съемки, а только лишь, чтобы просто сделать "фотку" в плохих условиях.

Перейдем к снимкам. Все картинки кликабельны, доступны полноразмеры

ф2.8, выдержка 1/30. Из коррекции только ББ и экспозиция.

Снято вчера после 18.00. Такой у нас конец марта. :)

Наглядный пример виньетирования на 2.8:

Меня, лично, это не пугает. Такое правится двумя кликами даже в фотошопе, но разница затемнения углов с ф5.6 значительна и бросается в глаза.
Кстати говоря, в последней версии Лайтрума уже есть профиль для этого объектива, а вот в моем фотошопе CS6 (точнее в CameraRaw) еще нету. Нужно апдейтить.

ну и 100% кроп сосульки на ф2.8

и ф4.5

Пока вертел камеру, сосулька успела подтаять. Не очень удачный пример. Согласен.

Другой пример...
ф2.8

ф4.5

Как и в первом примере - разница малозаметна, только вот ХА на 2.8 проступают отчетливее.

Как бы там ни было, считаю, что объектив очень резкий на открытой. В этом его сила. :)

Солнце в кадре... Совсем без обработки.

Очаровательно. Объектив не реагирует на солнышко артефактами. Никаких зайцев, разноцветных "радуг" и, что особенно важно для меня, никакого падения контраста.

Из десяти снимков с солнцем в кадре попался один очень интересный...

Такие вот диски боке из неоткуда... Артефакт, да. Но ведь его удалить проще пареной репы.

Увеличенный фрагмент боке... ф2.8

Очень неплохо. Немного "нервозно" но могло быть и хуже... Сейчас я могу судить о боке так: размывает стандартно хорошо, без эффекта "вау!". :)

Объектив может фокусироваться на расстоянии 28 и более сантиметров, что делает из него, ну почти, макро-объектив. Я этому очень рад, потому что иногда люблю пестикитычинки запечатлеть, но покупать для такой частоты использования кеноновский 100макро как-то расточительно.

Пусть кропнутый образец не резок, как бритва, но при данных параметрах съемки + никакой обработки, можно считать, что все замечательно. :)

И еще на 2.8

Следовало бы сделать больше снимков, но пока что нет возможности.

Выводы.

Да, Canon 40mm f2.8 STM не идеален. 2.8 это не та светосила, которой можно гордится фиксу. Хроматит, виньетирует, не стандарт 50мм, не труЪ макро... Но черт возьми, этот малыш по возможностям и качеству превосходит многие и многие кеноновские объективы! Эта современная модель даст фору дорогим объективам в резкости, бесшумном STM автофокусе, кратности макро, в размерах, весе и самое главное - в цене, ведь сейчас Canon 40mm f2.8 STM стоит всего 170 долларов .
Если ищите на Кенон недорогой, стандартный, качественный, маленький финкс - настоятельно рекомендую 40mm f2.8 STM. Вряд ли по совокупности параметров найдете лучше (даже на вторичном рынке).