Как фотографировать здание. Фотосъемка архитектуры. Краткое руководство по созданию качественных снимков. Выбирайте оптимальное время для съемок

Урок по фотографии архитектуры пригодится практически любому человеку, потому что не только фотографы-любители, но и люди, которые берут камеру в руки раз-два в год, ездят… в отпуска!

Архитектурная фотография , как ни один другой жанр, передает опыт пребывания в определенном пространстве и местности. Именно здания на фотографиях наилучшим образом помогут представить зрителю где, в какое время и при каких условиях находился отдыхающий, турист или путешественник. Но, как и в любом другом жанре, у фотографии архитектуры есть свои головоломки. Как наилучшем образом фотографировать дома, мы и рассмотрим в этом уроке фотографии.

  • Фотография каких-то промышленных структур, торговых центров или бизнес-комплексов из железа и бетона в городе, который славится своими древними храмами и садами, поможет фотографу показать разнообразие. Вы покажете "движение" на снимке, если рядом с постройками позапрошлого века сможете грамотно вписать и современный новодел.
  • Оставляйте для старых зданий больше пространства. Если есть возможность включить в кадр деревья или другую растительность - делайте это. Такой подход покажет камерность старых застроек и привнесет дух прошлого, покажет настроение и подчеркнет перекличку старого (архитектура) с новым (деревья, цветы и т.д.).
  • Включайте в один кадр части нескольких архитектурных сооружений. Пробуйте найти общие черты и уловить . Если не получается сразу, можно попытаться снять то же самое в другое время суток или при другой погоде.
  • Здание можно даже просто "вырвать из контекста". Убрать все детали окружающей действительности, чтобы подчеркнуть обособленность или уединенность.
  • Если вы будете стараться исключить из фотографического поля все "лишние" кусочки сторонних зданий, может получиться слишком прямолинейная подача, которая хороша для фотографий недвижимости, предназначенной на продажу. Оставляйте некоторое пространство вокруг объекта съемки, это поможет закрепить объект в определенном контексте. Например, можно будет понять, насколько плотна застройка в том месте, где располагается дом.
  • Включайте в изображение тротуар, фрагмент улицы, пешеходов - детализация такого плана помогает зрителю проникнуться атмосферой и увидеть происходившее глазами фотографа.
  • Ошибочно полагать, что при нельзя использовать телеобъектив. Для своего рода сжатия перспективы, чтобы получить интересную закономерность, можно воспользоваться длиннофокусной оптикой.
  • Можно включить в композицию ритмичные объекты: деревья в ряд, штакетник забора или тени, которые создадут ритм и добавят объем снимку. (Дополнительно можно прочитать материал, который был уже опубликован на ФОТОГОРЕ .) За счет этого облегчается композиция, даже тяжеловесные здания будут выглядеть более гармонично в кадре.
  • Используйте погодные условия себе во благо. Полуденный свет создаст резкие тени и придаст контраст изображению. Но если перед фотографом стоит цель показать подробности украшенных фасадов, то лучшая погода будет в пасмурный день, тогда способствует прорисовке мельчайших деталей.
  • Нет ничего более динамичного по своей природе, чем лестницы. Не бойтесь включать их в композицию снимка, это обязательно привлечет внимание зрителя.
  • Надуманна и совершенно избита идея природных рамок. Но она работает. Бывает достаточно только грамотно включить в кадр естественное обрамление, чтобы он получился прекрасным образчиком вашего туристического достояния.
  • Пока производителями не придуман , следите за расположением людей, которые попадают в объектив. Порой наличие человека в кадре придает изображению архитектуры законченный аутентичный вид.
  • Скульптура, лепнина, барельефы и архитектурные детали - требуют вашего внимания при съемке. Располагайте ключевые точки на линиях золотого сечения, чтобы на них в первую очередь было обращено внимание зрителя.
  • Используйте все арки, которые попадаются на вашем пути. В их обрамлении любой тривиальный сюжет из жизни города будет выглядеть лучше и интереснее.

Если сложно найти арку, заполните передний план каким-то крупным изображением.

  • Некоторые здания, особенно в центре городов лучше фотографировать поздним вечером. В цифровой фотографии увеличение значения ISO может привести к появлению неприятных цифровых шумов в кадре. Используйте штатив, чтобы снизить ISO до приемлемых значений. Например, 400 единиц или меньше, которые позволяют получить кадры без шума в условиях низкой освещенности.
  • Промышленная архитектура хорошо получается при крупной детализации, тогда как руины лучше будут выглядеть в контексте окружающего пространства.
  • Помните про коррекцию перспективы. Даже среднее по высоте здание будет все равно выше фотографа. Это является источником 99% искажений архитектурной фотографии в мире.

Искажение не всегда плохо, обращайте внимание на сходящиеся вертикальные линии в кадре. Используйте широкоугольный объектив и наклоняйте саму камеру так, чтобы весь фасад вписывался в кадр.

Подведем итоги

Здания не двигаются. Только ленивый фотограф будет использовать высокое значение ISO, когда будет фотографировать архитектуру. Грамотный подход заключается в том, чтобы начать снимать с низким (например, 100). В архитектурной фотографии желательна большая глубина резкости. У зрителя должен быть выбор, какую часть здания он хочет рассмотреть. Ее то он и должен найти в адекватном фокусе.

Большая глубина резкости означает небольшое отверстие. Небольшое отверстие плюс длительная выдержка - слишком "тяжелы" для съемки с рук. Следовательно, для того, чтобы правильно фотографировать дома и получить хорошие снимки, фотограф будет работать со . Штатив более надежный помощник для фотографа, снимающего здания, чем разнообразие объективов. Даже с " " можно получить прекрасные фотографии архитектуры. Тяжесть штатива можно и потерпеть. Ведь, в конце концов, здания просто красивы, и требуют к себе почтенного внимания.

По материалам зарубежной информации подготовил Ф.Светогоров

Архитектурная фотосъемка – это особый жанр фотографии, в задачи которого входит получение красивых снимков наружного вида зданий, сооружений, мостов, памятников и архитектурных ансамблей. Качественные фотографии архитектуры сегодня часто используются для продвижения объектов недвижимости, создания документальных отчетов и рекламных брошюр. Для того, чтобы отразить красоту архитектурных сооружений и зданий, фотографу приходится работать с ракурсом, освещением и выбором правильной точки для съемки. Поэтому архитектурная фотосъемка требует серьезной подготовки и опыта.

Основной целью архитектурной съемки является фотографирование зданий, сооружений или целых архитектурных комплексов в наиболее привлекательном для зрителя виде. Чтобы передать подлинную красоту здания или его архитектурных деталей, фотографу приходится находить правильную композицию и грамотно использовать условия освещенности. В архитектурной фотографии существует два направления – документальная и художественная съемка. Чаще всего используется именно документальная фотосъемка, позволяющая максимально реалистично и точно передать форму, цвет, размеры здания, элементы его декора или фактуру отделки. Таким образом, документальная архитектурная фотография дает возможность зрителю детально рассмотреть размер и внешний вид здания, его уникальные черты и особенности. Здесь необходима привязка к местности или соседним зданиям и точное соблюдение всех пропорций. Но есть и художественное направление архитектурной фотографии. В этом случае реалистичность и правдивость архитектурного объекта отходят на второй план. Главным для фотографа становится стремление наполнить фотографию эмоциями и настроением, придать объектам архитектуры определенную художественную выразительность.

Фотосъемка архитектуры является очень востребованным направлением в современной фотографии. Документальное отражение архитектурных объектов при максимальной реалистичности всегда необходимо строительным компаниям. Они используют такие фотографии для подготовки отчетных документов и тендерных заявок в контролирующие инстанциях, а также для составления паспорта объекта. Художественная архитектурная фотосъемка востребована рекламными фирмами и агентствами недвижимости для того, чтобы «продвинуть» тот или иной объект архитектуры на рынке. Подобные снимки могут сыграть решающую роль при разработке рекламной компании. В этом случае архитектурная съемка не ограничивается лишь фотографированием фасадов и здания целиком. Фотограф зачастую должен запечатлеть и отдельные элементы архитектуры, вид двора или благоустройства прилегающей территории. Все это в дальнейшем может быть использовано для выпуска печатных или электронных рекламных материалов.

Архитектурная фотосъемка имеет свои сложности. В частности, принципиальное значение при такой съемке приобретает строгая вертикальность и прямолинейность вертикальных и прямых линий. Чтобы здания не казались человеческому глазу «заваленными», фотограф должен постоянно следить за плоскостью фотоматериала или матрицы камеры, которая должна быть вертикальна и ни в коем случае не наклонена. Оптическая же ось объектива фотокамеры должна быть горизонтальной. Несоблюдение этого правила может привести к появлению неприятных перспективных искажений. На практике сохранить параллельность и вертикальность линий достаточно не просто. Для этого фотографу приходится выбирать для съемки здания максимально дальнюю точку. Еще одна проблема, с которой сталкивается фотограф, занимающийся съемками архитектурных объектов, — это выбор нужного ракурса. В наши дни в условиях плотной городской застройки бывает тяжело найти правильный ракурс, с которого можно максимально выигрышно запечатлеть объект. Здание зачастую прикрывается соседними домами или оживленным проспектом. В результате, пространства для охвата здания катастрофически не хватает, что вынуждает фотографа использовать в процессе съемки широкоугольный или сверхширокоугольный объектив. Именно ракурс и выбор точки съемки по отдаленности и высоте определяют общую композицию кадра, его перспективу и соотношение планов. Поэтому профессиональным фотографам нередко приходится подолгу искать подходящий ракурс для съемки здания, карабкаясь по пожарным лестницам или заходя в соседние дома. Качественный снимок получится лишь тогда, когда объект полностью поместился в кадр, он хорошо освещен и выгодно смотрится на остальном фоне. И при этом на снимке не должны присутствовать какие-либо искажения перспективы.

В архитектурной фотосъемке освещение играет важную роль. Работая в собственной студии, фотограф может сам управлять светом, добиваясь идеального направления и типа освещенности для создания художественной выразительности снимка. При съемке объектов архитектуры такое по определению невозможно. Поэтому при организации архитектурной фотосъемки приходится принимать во внимание характер естественного освещения в различное время суток. В частности, не рекомендуется снимать объекты архитектуры в пасмурные дни или облачную погоду, ведь светотени не позволяют передать точную форму и фактуру здания. Недостаточный контраст ведет к искажению формы объекта, а слишком сильный контраст, в свою очередь, приводит к потерям определенных деталей в тенях или свете. Поэтому далеко не все равно, в какую погоду и в какое время суток фотографируется здание или другой объект архитектуры. Считается, что оптимальным вариантом для съемки является положение солнца под углом примерно в 25-30° к плоскости здания. В этом случае в кадре появляются мягкие тени, которые повышают рельефность изображения. Подобные условия освещенности возникают в утренние и вечерние часы. Именно в это время суток профессиональные фотографы, занимающиеся съемками архитектуры, чаще всего и отправляются на поиски новых интересных и красивых кадров. Привлекательно выглядит и ночная съемка объектов архитектуры, когда ночное небо озаряют фонари и фары проезжающих машин. Для съемки рельефных поверхностей и декоративных элементов здания лучше всего подходит боковой солнечный свет.

Популярным решением в архитектурной фотографии является черно-белая фотосъемка. Она позволяет выгодно подчеркнуть красоту и особенности того или иного архитектурного объекта. Благодаря применению различных цветных фильтров можно добиться потрясающих художественных эффектов. При архитектурной фотосъемке довольно часто приходится прибегать к последующей обработке полученных изображений в графических редакторах для достижения желаемых результатов. С помощью цифровой обработки можно в наилучшем виде продемонстрировать красоту здания или выгодно подчеркнуть окружающий его ландшафт.

Секретом успеха в архитектурной фотографии является внимание к каждой мелочи и тщательная подготовка. Фотографу приходится терпеливо ждать, когда архитектурный объект «покажет» себя идеальным образом. Для достижения этой цели порой приходится потратить не один час на нахождение нужного ракурса, поиск интересных архитектурных деталей и ожидание подходящего освещения. Но результат съемки зачастую оказывается гораздо дороже потраченного времени.

Рано или поздно профессиональный фотограф, или даже аматор, сталкивается с задачей съемки зданий. Это довольно специфическая область фотографии, требующая от фотографа владения техникой на уровне, который позволит преподнести во всей красе даже самое унылое сооружение. Для того чтобы подчеркнуть все необходимые ракурсы архитектуры, будь то клиника флебологии в Москве для рекламной кампании или оперный театр, необходимо ознакомиться с особенностями архитектурной фотосъемки.

Рано или поздно профессиональный фотограф, или даже аматор, сталкивается с задачей съемки зданий. Это довольно специфическая область фотографии, требующая от фотографа владения техникой на уровне, который позволит преподнести во всей красе даже самое унылое сооружение. Для того чтобы подчеркнуть все необходимые ракурсы архитектуры, будь то клиника флебологии в Москве для рекламной кампании или оперный театр, необходимо ознакомиться с особенностями архитектурной фотосъемки.

Виды архитектурной фотографии

Съемка архитектуры является огромным полем для творчества фотографа. Ее можно разделить на два вида:

  • художественная;
  • документальная.

В основе художественной фотосъемки лежит передача и создание настроения, нужных эмоций, а также умение подчеркнуть особенности города. Документальная съемка архитектуры, в свою очередь, направлена на передачу форм, размеров, внешнего вида и фактуры.

Правила съемки объектов архитектуры

Главной особенностью архитектурной фотосъемки является неподвижность объектов и их постоянное расположение. Ведь одно и то же здание можно снять по-разному в зависимости от времени года и освещения.

  1. Считается, что лучшим временем для съемки объектов архитектуры является солнечный день, когда лучи будут равномерно рассеиваться, а тени ложиться мягче. При таких условиях есть возможность четкой передачи всех необходимых деталей здания.
  2. Выбирайте для съемки утренние или вечерние часы, когда солнце будет создавать верхнее боковое освещение.
  3. Чтобы показать объем объекта, лучше использовать не фасадную, а угловую съемку.
  4. Размеры здания помогут продемонстрировать и подчеркнуть люди или автомобили, взятые в кадр.
  5. Откажитесь от съемки здания снизу вверх, если нужно показать высоту. Попробуйте найти ракурс, при котором не нужно будет поднимать камеру, иначе качество самого объекта очень пострадает.
  6. Если необходимо выделить какой-то элемент здания, можно воспользоваться эффектом черно-белой съемки.

Залог успеха архитектурной фотосъемки – подготовка. Фотографу необходимо внимательно изучить детали здания, общий вид и особенности архитектурного дизайна, правильно выбрать время и освещение, и тогда с заданием сможет справиться не только профессионал, а и аматор-

Шаги

Выберите здание

    Выберите здание с особой историей. И у старых, и у новых зданий есть свои истории, поэтому и те, и другие могут отлично получиться на фотографии. Это же касается как высоких, так и маленьких зданий. Возможно, вам хочется сфотографировать известные здания (к примеру, Лувр или Эмпайр-стейт-билдинг), но помните, что есть и другие сооружения, которые можно использовать. Сделайте фотографию самого маленького дома в вашем городе или здания с необычным и неоднозначным оформлением.

    Знайте свои права. Помните, что некоторые здания нельзя фотографировать. Сделать снимок из общественного места вам вряд ли запретят (например, с тротуара), но заходить на территорию частной собственности нельзя. Вам может потребоваться разрешение на вход в чей-то дом или нахождение на частной территории, но если частная собственность открыта широкой публике, она технически может считаться общественной. Помните, что в разных странах законы разные, поэтому изучите их заранее.

    Изучите историю здания. Если здание является историческим или культурным объектом, там должен быть человек, который сможет рассказать вам об истории этого здания. Он укажет на особые черты здания, которые делают его таким важным. Если здание заброшено, попробуйте передать на снимке его дух, чтобы зритель мог додумать, каким оно было раньше.

    • Если вы направляетесь к заброшенному зданию, помните о том, что там могут идти работы по восстановлению, и не забывайте о личной безопасности. Не трогайте стройматериалы - они нужны рабочим. В здании может осыпаться краска, могут торчать голые провода, проваливаться доски в полу, поэтому будьте осторожны.
  1. Сделайте снимок ночью. Очень часто величественные здания красиво подсвечивают, и это позволит сделать потрясающий снимок. Не снимайте с автоматическими настройками, потому что плохая освещенность и высокая контрастность могут испортить кадр. Яркие участки превратятся в светлые пятна, а темные предметы станут черными. Настройте чувствительность камеры на ночную съемку. Выставьте длинную выдержку, чтобы на датчик попало больше света (можно включить встроенный таймер или воспользоваться внешним пультом, чтобы камера не шевелилась в момент съемки). Все яркие огни станут ярче и заметнее на длинной выдержке, поэтому потренируйтесь управлять ей.

    Учтите время года. Съемка в разное время года позволяет получить разные виды одного и того же здания. Зимой оно может быть покрыто снегом, а летом - окружено зелеными деревьями. В дождливый или туманный день верхушки здания может быть не видно. Все зависит от того, какого эффекта вы хотите добиться.

    Выясните, что происходит в здании. Идет ли там ремонт или восстановительные работы? Будет ли там проводиться особое мероприятие в день, когда вы решите пофотографировать? Все это может помешать вам сделать снимок, а может и сделать кадр более интересным. Действия в кадре помогут вам запечатлеть историю здания.

Поработайте над композицией

    Изучите здание снаружи и внутри. Поищите интересные детали, прежде чем взяться за камеру.

    Решите, с какого угла вы будете снимать. Часто люди задирают голову все выше, стараясь сделать так, чтобы высокое здание попало в кадр целиком. Из-за этого линии искажаются, и кажется, что здание падает. Этого эффекта можно избежать, если сделать снимок издалека, если использовать другой объектив (широкоугольный) или если поправить искажение в программе для обработки снимков. Можно сфотографировать отдельный фрагмент здания. Чтобы получить хороший кадр, необязательно фотографировать здание целиком.

    Подумайте, что еще будет в кадре. Посмотрите на то, что находится вокруг здания. Это может быть небо, другие здания, деревья, вода, припаркованные машины, мусорные баки, птицы и пешеходы. Решите, будете ли вы добавлять их или вытеснять из кадра. Не торопитесь и дождитесь, пока пешеходы разойдутся, если вы не хотите, чтобы они попали на ваш снимок.

    Выберите композицию. Окружающие элементы могут создавать рамку для главного героя снимка - здания. Обрамление добавит кадру глубины и привлечет внимание зрителя. В качестве рамки можно использовать деревья, дверные проемы, заборы, центральную часть лестницы, ветви деревьев и даже людей.

    Определитесь с глубиной резкости. Глубина резкости - это область снимка, которая будет в фокусе. Если глубина резкости маленькая, объекты на переднем плане будут в фокусе, а на заднем - размыты. Если глубина резкости большая, и передний, и задний план будет в фокусе. Глубина резкости регулируется с помощью диафрагмы. Переведите камеру в режим приоритета диафрагмы (AV). В этом режиме вы сможете регулировать раскрытие диафрагмы, а все остальные настройки камера будет подбирать автоматически. Если глубина резкости будет большой (то есть в фокусе будет больше предметов), на снимке будут хорошо видны элементы конструкции здания. Чтобы оба плана оказались в фокусе, установите значение диафрагмы на f/16 или больше.

    Уделите внимание деталям. Сделайте снимки горгулий, интересных узоров на стенах здания и прочих элементов крупным планом. Широкий кадр не сможет передать все эти элементы.

    Обратите внимание на симметричные фрагменты. Попробуйте подчеркнуть особенности здания, засняв симметричные углы или линии, которые отражаются друг в друге.

    Используйте воду как отражающую поверхность. Если вы работаете возле воды, попробуйте сделать снимок здания и его отражения. В неподвижной воде отражение выйдет довольно резким.

Следите за освещением

    Фотографируйте на улице. Используйте естественное освещение. Если фотографировать рано утром или поздно вечером, вы сможете избежать резких дневных лучей. Мягкое освещение подчеркнет детали здания.

    Настройте баланс белого. Это позволит избежать неверных оттенков на снимке. Фотоаппарат часто отображает белый с оттенками зеленого, синего или оранжевого. В зеркальных камерах есть возможность регулировать баланс белого. Обратитесь к руководству пользователя, чтобы выяснить, где находятся эти настройки. Баланс белого можно будет исправить в процессе постобработки на компьютере.

    Настройте выдержку. Длина выдержки влияет на то, насколько темным или светлым выйдет снимок. Выдержка может решить проблему избыточной экспозиции (когда фотография получается слишком светлой, а все детали "выгорают") и недостаточной экспозиции (когда из-за нехватки света кадр получается слишком темным). В зеркальных камерах есть датчик освещенности, который поможет вам настроить выдержку. Наведите камеру на основной предмет съемки и убедитесь, что на датчике стоит 0. Если датчик смещен в левую сторону, экспозиция недостаточная, если в правую - избыточная.